Навигация

Категории

    Суфизм [11]
    Суфизм – это сокровенное учение, содержащее “ключ” ко всем знаниям. Его задача – поднять человека на более высокую ступень совершенства.
    Славяне [24]
    Славяне – Истоки славянства. Где их искать? Когда впервые возникли славяне как особый этнос? Этими вопросами задавались многие исследователи славянства: историки, языковеды, этнографы.
    Майя [30]
    Майя – Задолго до европейцев, раньше многих других учёных мира, майя предсказывали солнечные и лунные затмения, начали пользоваться понятием нуля в математике.
    Единоборства [41]
    Единоборства – Восточные боевые, или воинские искусства имеют давнюю историю и традиции. Дыхание — самый существенный компонент “внутренней” работы.
    Просветлённые [66]
    Просветлённые – С исторической точки зрения, в Индии большее внимание уделяется учению святых и недостаточное внимание обращено на даты и детали.
    Шаманизм [48]
    Шаманизм – В то время как большинство шаманов используют свои способности во имя добра, чтобы следовать этому пути шаман должен иногда выступить против отрицательных сил или духов.
    Буддизм [40]
    Буддизм - В учении буддизма проповедуется o том, что мы можем стать счастливыми в подлинном смысле этого слова, если приведём свои души к зрелости.
Эзотерика
Дата: 07.12.2015, 18:45 Комментариев: 0 Просмотров: 152

 

Кьябдже Сонг Ринпоче  Комментарии на практику чод. Часть 2.

 

2. Гуру-йога — врата к получению благословения

 

При желании мы также можем визуализировать поле заслуг гуру-йоги. Тогда главными объектами этой визуализации будут Дже Цонкапа, Мачиг Лабдрон или Ваджрайогини. Любое божество следует рассматривать неотделимым от нашего учителя. Визуализация Поля Заслуг выполняется так же, как и в первом случае, но с тем дополнением, что каждый учитель, йидам и будда имеют пять слогов в соответствующих пяти центрах тела и перед каждым из них расположен том Праджняпарамиты. Затем мы призываем существ мудрости, представляя свет, излучаемый слогом ХУМ, расположенным в их сердечных центрах. При этом мы осознаём, что по своей сути все они едины.

 

Мы визуализируем себя как огромное существо с гладкой кожей. Над нашей головой на высоте нескольких дюймов находятся лотос и солнечный диск. На солнечном диске стоит Мачиг Лабдрон в форме Ваджраварахи, не отделимая от нашего коренного гуру.

 

Существуют различные формы Ваджраварахи (например, с двумя лицами).

 

Данная форма Ваджраварахи — красная, танцующая, держащая кривой нож и капалу. На её левом плече лежит кхатванга. Волосы распущены, и каждая пора её тела излучает умиротворение. У неё гневное выражение лица, лоб нахмурен, но на устах играет улыбка. На ней костяные украшения, корона из черепов, ожерелье, браслеты на руках и ногах и передник из костей.

 

Обычно божества имеют шесть костяных украшений (шестым является пепел от кремации трупов), но женский аспект мудрости не нуждается в нём. Например, Ямантака имеет очень гневную форму, и его тело покрыто синим пеплом. Херука — также гневное божество, но выражающее при этом страсть — тоже покрыт пеплом, но лишь небольшими пятнами. На теле Ямантаки также присутствуют белые пятна из пепла, которые увеличивают белые элементы в теле, что способствует порождению великого блаженства. Кроме того, тела этих двух мужских божеств покрыты растопленным жиром. На телах женских божеств обычно нет ни пепла, ни жира. Гневных божеств мы представляем в окружении пламени. Это необходимо, чтобы усилить в нас переживание великого блаженства и сжечь все препятствия и омрачения.

 

После того как мы отчётливо представили Ваджраварахи, мы визуализируем три семенных слога в трёх центрах её тела. Из слога ХУМ излучается свет и приглашает все мирные и гневные формы Ваджрайогини из их обители в Дхармакайе. Дхармакайя всепроникающа, поэтому, кто бы ни породил чистое намерение призвать божество из Дхармакайи, это божество обязательно явится в физическом теле.

 

В этом месте мы размышляем об истинном значении гуру-йоги. Наш учитель является единственным источником благословения всех будд, а значит, и просветления. Будды всегда присутствуют в мире, но в силу наших кармических омрачений мы не в состоянии их видеть. Поэтому будды проявляются как учителя. Если мы по-настоящему поймём, что такое преданность по отношению к учителю, то, куда бы мы ни отправились и что бы мы ни делали, нам во всём будет сопутствовать успех.

 

Непросветленные существа имеют различные умы. Когда же существа достигают просветления, их умы становятся едиными. Иначе говоря, в Ваджраяне утверждается, что, реализовав состояние одного божества, мы реализуем и всех остальных. То же самое говорится и в учениях Парамитаяны. Постижением одного высшего божества постигаются все остальные. Можно привести такой пример: в разных реках плавают похожие рыбы. Когда же эти реки впадают в океан, невозможно определить, из какой именно реки попала туда данная рыба. Как огромный океан может поддерживать жизнь большого количества существ, таким же образом и мы, обретя просветление, можем принести пользу всем существам. Гуру воплощает в себе эту высшую реализацию.

 

У солнца яркие лучи, но, чтобы они зажгли огонь, требуется увеличительное стекло. Учитель подобен такому увеличительному стеклу, с помощью которого на нас нисходит благословение Будды. Представляя учителя в форме божества, мы делаем эти благословения более действенными. Мы визуализируем учителя не в его обычной человеческой форме и не как каменную статую, но как живое божество со всеми качествами тела, речи и ума будд.

 

Очень полезно знать об отличительных качествах будды. Такое знание может способствовать продлению нашей жизни. Необходимо знать все главные и второстепенные признаки тела будды. Что касается речи будды, то она очень мелодична и способна мгновенно освободить всех существ. Она не похожа на обычную речь, но представляет собой различных божеств, символизируемых слогами санскритского алфавита: Ах, А, И и так далее. Ум будды своим всеведением охватывает всё сущее и обладает безграничной любящей добротой по отношению ко всем живым существам. Сила ума будды несравненна. Что бы существа ни думали и ни делали, всё известно уму будды. Но процесс постижения и реализации божественных активностей будды происходит очень медленно, подобно тому как горшок не в состоянии вобрать в себя весь дождь. Для того чтобы обрести это знание и проявить все эти благие качества, нам необходимо завершить накопление заслуг и мудрости.

 

Итак, мы воспринимаем учителя как будду, и здесь нам следует поразмышлять о достоинствах будды. Тело сна — это не физическое тело. Таким же образом, тело учителя не материально и не плотно — оно подобно отражению в зеркале. Те, кто видел тело Будды Шакьямуни, говорили, что оно подобно свету от пламени свечи: его можно увидеть, но невозможно осязать. Следовательно, мы визуализируем учителя как божество, воплощение всех будд и бодхисаттв. Подобным образом его речь никогда не прекращает передавать учение, хотя мы, возможно, и не слышим её в данный момент. Ум учителя и ум будды одинаково всеведущи и обладают абсолютным состраданием.

 

Самое важное в практике гуру-йоги — это то, что визуализируемое божество есть сам гуру, неизменно пребывающий в измерении Дхармакайи и одновременно оказывающий помощь всем живым существам. Мы представляем, что Ваджраварахи излучает свет, который несёт благословение и приводит всех существ к просветлению. Мы можем также призвать всех божеств и растворить их в нашем учителе. Если мы обладаем искренней верой в то, что божество уже имеет все благие качества, тогда нет необходимости призывать джнянасаттв. Если же мы не обладаем такой верой, то призывание необходимо.

 

Для большинства людей призывания, повторённые менее тысячи раз, не принесут желаемых результатов. Обладающие большей заслугой способны визуализировать всю вселенную как часть божественного тела гуру. Очень важно ясно понимать, каким образом следует призывать божество. Если мы совершаем призывание, все джнянасаттвы явятся к божеству: сверху они прольются как дождь, справа и слева они возникнут подобно облакам, а снизу — подобно пару.

 

Затем из слога ХУМ в сердечном центре Ваджраварахи вновь излучается свет, устремляющийся в десяти направлениях. Этот свет устраняет всё вредоносное, все препятствия и одержимость духами. Одновременно этот свет приглашает всех живых существ, тех, кто причиняет препятствия, и различных духов. Они возникают и окружают нас, словно лебеди, слетевшиеся к озеру. Все эти существа смотрят друг на друга, они счастливы. Нет необходимости в произнесении мантр, таких как ДЗА ХУМ БАМ ХО. Прибывшие выражают великое почтение гуру Ваджраварахи. Они соединяют ладони у сердца, произносят семичленную молитву и совершают подношение мандалы. Так заканчивается практика гуру-йоги.

 

3. Накопление заслуг посредством семичленной молитвы и подношения мандалы

 

Семичленная молитва состоит из поклонения, подношения, раскаяния, сорадования добродетелям, просьбы повернуть Колесо Дхармы, просьбы не уходить в нирвану и посвящения заслуг.

 

Кьябдже Сонг Ринпоче. Комментарии на практику чод

Первое — это поклонение перед благими качествами Ваджраварахи. Мы представляем, как все окружающие нас живые существа вместе с нами произносят эти строки и последующие молитвы. Мы можем начитывать восьмистрочное восхваление Ваджраварахи.

 

Второе — это подношения Ваджраварахи. Их четыре вида: внешние, внутренние, тайные и подношения таковости. Внешние подношения — это цветы, вода и т. д. Они не являются одушевленными и поэтому именуются внешними.

 

Внутренние подношения представляют собой виды сознания, представляемые как богини подношений, каждая из которых держит символ своего подношения соответствующему органу чувств. Это богини формы (белая), звука (жёлтая), запаха (синяя), вкуса (красная) и осязания (зелёная). Очень важно представлять их настолько образно и красочно, насколько это возможно.

 

Например, богиня формы держит огромное зеркало, в котором отражается вся вселенная; богиня звука исполняет красивейшую музыку; богиня аромата распространяет благоухающий аромат и так далее. Все подношения мы представляем исполненными совершенства, заполняющими собой всё пространство и подносимыми многочисленными богинями. Это является весьма действенным способом накопления заслуг.

 

Если мы выполняем визуализацию правильно, то создаётся впечатление, что попросту не остаётся места для других подношений. Мы визуализируем это как форму Дхармы, возникающую и исчезающую в Дхармакайе. Подношения формы, например, радуют глаз. Таким образом, это и внутреннее подношение глазу. Божество не нуждается в наших подношениях, однако для нас эта практика крайне благоприятна.

 

Тайное подношение — это подношение божеству супруги и, следовательно, четырёх радостей, которые ведут к переживанию блаженства.

 

Затем следует подношение таковости. Мы вспоминаем, что три составляющие предыдущих подношений — подносящий, принимающий подношение и сам дар — лишены независимого существования. Медитируя на пустоту умом, наполненным блаженством, мы совершаем подношение таковости Ваджрайогини. Это способствует постижению единства блаженства и пустоты.

 

Следующая часть семичленной молитвы — это раскаяние. Нам нужно признаться перед Ваджраварахи во всех наших негативных действиях тела, речи и ума. Необходимо раскаяться в каждом из десяти недобродетельных действий, так как мы совершали их в течение своих бесчисленных жизней. Мы искренне раскаиваемся в этом перед Ваджраварахи, применяя Четыре Силы. Визуализация Ваджраварахи в данном случае представляет собой опору. После этого мы развиваем в себе сожаление о совершённых неблагих деяниях и даем обет не повторять их вновь. И наконец, само раскаяние является подлинным противоядием, предотвращающим совершение таких действий в будущем. Важно понимать, в чем именно в данный момент совершается раскаяние. В абсолютном смысле негативных действий не существует, но они имеют относительное существование, подобно нашим снам. «Сон» в данном случае не значит нечто ложное или нереальное. Ведь по пробуждении от сна мы можем испытывать счастье, а значит, сон был до некоторой степени реальным, поскольку он произвел определённый эффект. В этом смысле «реальны» и «условные» негативные действия. В этих условно или относительно существующих негативных деяниях мы и раскаиваемся перед Ваджраварахи.

 

За раскаянием следует сорадование добродетели. Это радость за благие поступки, совершённые нами самими и другими живыми существами. Как мы уже выяснили, в абсолютном смысле не существует никаких действий, однако они возникают в силу определённых причин и условий. Мы восхищаемся прошлыми, настоящими и будущими благородными поступками будд, живых существ и нашими собственными. Особенно мы радуемся деяниям высокореализованных существ. Поскольку действия подобны сну, радоваться им не составляет труда. Но тем не менее, будучи подобны сновидениям, все они подчиняются непреложному закону причины и следствия. В истинном смысле, то есть на абсолютном уровне, явления не существуют, но на относительном уровне закон кармы непреложен. Поэтому мы воспринимаем все действия подобными сновидениям.

 

Сорадование благодеяниям других живых существ — это мощное противоядие от зависти. Радуясь добродетельным поступкам других, мы преумножаем собственные благие заслуги. Зависть чрезвычайно вредна и должна быть устранена из нашего ума сорадованием. Если мы радуемся тому, что кто-то достиг определённого понимания, пусть оно даже ниже нашего собственного, мы можем обрести большую заслугу, чем тот человек. Если мы радуемся тому, что кто-то достиг понимания, равного нашему, мы получим равную ему заслугу. Если мы сорадуемся добродетели или пониманию более реализованного существа, тогда мы получим меньшую заслугу, чем тот человек. Мы должны сорадоваться добродетелям других, потому что мы приняли на себя обет бодхисаттвы. Если другие существа достигнут успеха в своей практике, они смогут помочь и нам. Поэтому нам следует радоваться их достижениям. Это простейший путь накопления заслуг с наименьшими усилиями. Выполняемая с непрестанным усердием, эта практика сорадования становится очень мощной и высоко ценится многими учёными ламами.

 

Просьба повернуть Колесо Дхармы — это обращение к Гуру Ваджраварахи с просьбой повернуть Колесо Учения всех колесниц. Существует три толкования понятия «Три колесницы». Их называют еще внешняя, внутренняя и тайная колесницы; Хинаяна, Бодхисаттваяна и Тантраяна; а также Парамитаяна, Низшие Тантры и Высшие Тантры. В разделе Тантры существует три колесницы: Крия-тантра и Чарья-тантра, Йога-тантра, Маха-Аннутара-тантра. Какой бы ни была колесница, нужно помнить, что «отсутствие независимого существования» — это основа достижения просветления. Данная молитва произносится ради блага всех живых существ, блуждающих в круговороте сансары.

 

Просьба не уходить в нирвану адресуется Гуру Ваджраварахи, которая представляет собой сущность всех будд и бодхисаттв. Мы умоляем всех просветленных существ не уходить в нирвану до тех пор, пока все скитальцы сансары также не достигнут полного просветления.

 

Накопив заслуги, необходимо должным образом их посвятить. Любое благое деяние должно сопровождаться правильным посвящением заслуг. Посвящение заслуг является тем средством, с помощью которого мы достигаем состояния просветления. Итак, мы посвящаем наши благие заслуги тому, чтобы все живые существа достигли просветления.

 

Каждая часть семичленной молитвы начинается со слова ПХЭТ. Это священное слово напоминает нам об иллюзорности всех явлений. Поэтому именно с него начинается молитва, и оно встречается также в других местах садханы. Все явления пусты по своей природе, и поэтому нам не сложно применить к ним истину о взаимозависимом происхождении. Если бы человек обладал независимым самобытием, было бы невозможно освободиться от пут сансары и практика Дхармы не имела бы смысла. Равным образом, если бы независимым самобытием обладала нирвана, невозможно было бы достичь этого состояния или создать причины для его достижения.

 

Посвятив заслуги, мы представляем, как Гуру Ваджраварахи очищает наши омрачения. Она находится над нами, и из её сердца исходят лучи света и нектар. Они проникают в наше тело, очищая все негативности и наполняя нас блаженством. Наше тело становится чистым и прозрачным, как стекло. Лучи света и нектар, исходящие от Гуру Ваджраварахи, очищают и всех окружающих нас живых существ.

 

После очищающей медитации мы подносим божеству внутреннюю мандалу. Мы начинаем с произнесения ПХЭТ, напоминая себе, что все явления лишены истинного существования. Наше тело — огромное, белое, упитанное и лоснящееся. Мы визуализируем расположенный в этом теле центральный канал, тянущийся от пупка до макушки. Он прямой, белый снаружи и красный внутри. Нижнее окончание его расположено на четыре пальца ниже пупка. В данной медитации нет необходимости визуализировать пупочную чакру.

 

На уровне пупка находится наш ум в виде сверкающей и лёгкой красновато-белой капли, готовой подняться по центральному каналу. Эта капля ума стремится раствориться в сердце Гуру Ваджраварахи, пребывающей над нашей головой. Вы не должны представлять это так, словно ваш ум находится в голове и вы смотрите на всё это сверху вниз. Считайте, что ваш ум полностью сосредоточен в этой капле. Он смотрит вверх и стремится слиться с Ваджраварахи.

 

Затем мы пять раз произносим ПХЭТ. С каждым произнесением этого слога капля ума продвигается вверх — вначале к сердцу, затем к горлу, затем к макушке и наконец вылетает в сердечный центр Гуру Ваджраварахи, после чего наше прежнее тело с криком ПХЭТ обрушивается на землю. В этот момент мы представляем свое тело огромным, подобно горе Меру, и размышляем над тем. что все наши тела из бесчисленного количества предыдущих жизней оказывались совершенно никчёмными, но сейчас у нас есть возможность с огромной пользой применить это покинутое сознанием тело.

 

Затем из сердца Гуру Ваджраварахи наш ум излучается в виде зелёной дакини действия, вооружённой кривым ножом (дигугом). Снова произнося ПХЭТ, мы ясно представляем себе всё это. Дакини спускается к трупу и с криком ПХЭТ своим дигугом рассекает тело от макушки до пупка. Затем она продолжает его расчленение, каждая стадия которого сопровождается произнесением слога ПХЭТ. Сначала она отсекает правую руку, затем левую; затем правую и левую ногу; сдирает кожу, с которой на землю сочится кровь. Наш ум в обличье дакнни действия очень рад этой возможности совершить внутреннее подношение.

 

С намерением превратить это тело в значимое, стоящее подношение, мы ещё раз произносим ПХЭТ и представляем, как кожа трансформируется в золотую землю, простирающуюся до бесконечности. Медленно пропевая текст практики, мы имеем возможность выполнять отчетливую визуализацию, не забывая при этом о смысле. Мы держим дамару двумя руками прямо перед собой и над ней представляем подношение внутренней мандалы, обширной, как вся Вселенная. В нашем воображении кожа должна находиться на дамару, которая служит в данный Момент основой для мандалы. И сам дамару становится огромным, способным вместить в себя сто тысяч вселенных.

 

Под медленное и точное пение совершается внутреннее подношение посредством трансформации тела в чистое подношение объектам Прибежища. Дакини действия разбрызгивает нашу кровь по земле, и она мгновенно трансформируется в нектар.

 

Затем она извлекает все внутренние органы: кишки и прочее, превращая их в ваджрную ограду. Четыре конечности становятся четырьмя континентами, позвоночник превращается в гору Меру, а голова — во дворец Индры на вершине горы Меру. Глаза превращаются в солнце и луну, а уши — в неистощимые богатства людей и богов.

 

Произнося ПХЭТ ещё раз, мы визуализируем эту великолепную внутреннюю мандалу, лишённую самобытия, а затем отсекаем все привязанности к своему телу и к собственному «я». Затем, с чистой мотивацией отсутствия привязанности, мы подносим эту внутреннюю мандалу учителям, йидамам, буддам, бодхисаттвам и защитникам, прося их благословения. Это подношение называется «внутренней мандалой», так как её основу составляет то, что до сих пор было человеческим существом.

 

Целью медитации чод является реализация относительной и абсолютной бодхичитты. Сама практика чод может восприниматься как непрерывная очистительная практика, посредством которой осуществляются эти два достижения. Однако, чтобы практиковать чод, мы должны обладать определённым опытом в трёх ключевых аспектах пути (отречение, бодхичитта и верное понимание пустоты), изложенных Дже Цонкапой. Чод служит украшением трёх ключевых аспектов пути. Дже Ринпоче утверждал, что они подобны корням, без которых мы не сможем удержаться за ветви тантрической практики стадии завершения, работающей с каналами, ветрами и сущностными каплями. При наличии крепких корней такие сложные практики принесут свои плоды. Практикуя чод, мы должны как минимум обладать мотивацией бодхичитты. Также, перед тем как приступить к практике, нам нужно хорошо подумать о том, с какой именно целью мы собираемся выполнять эту медитацию. После этого мы приступаем к выполнению «внутреннего чод», или «внутреннего отсечения». Такими терминами принято обозначать порождение бодхичитты в контексте практики чод. Как правило, это делается до начала садханы, и об этом следует помнить во время подношения внутренней мандалы и обращения к учителю за благословением.

 

Существует два способа порождения бодхичитты в практике «внутреннего чод»: в соответствии с медитациями Ламрим и особенной, присущей этой практике медитацией на бодхичитту.

 

Практикующие не могут обойтись без медитаций Ламрим. Они очень важны. В настоящее время мы подобны слепцам, так как не знаем, что надлежит отбросить, а что принять. Наша жизнь наполнена гневом и агрессией. Гнев невероятно опасен. Он разрушает все благие результаты нашей духовной практики и уничтожает накопленные ранее заслуги. Не ведая, что следует отбросить, мы погружаемся в сансару, ведомые вожделением к объектам пяти врат — формам, звукам, запахам, вкусам и тактильным ощущениям. Все живые существа, наши матери, равны в том, что прикованы к сансаре цепями привязанности и беспомощно увлекаемы четырьмя великими реками рождения, старости, болезни и смерти. Не зная, что необходимо практиковать, мы не сможем освободиться от этого ужаса.

 

Для того чтобы породить бодхичитту в соответствии с учением Ламрим, нам нужно смело взглянуть на ту ситуацию, в которой мы находимся, и, полагаясь на благоразумие, принять определённые решения. Во-первых, нам нужно увидеть, что наши недобродетельные действия проистекают из наших пристрастий и ошибочных суждений. Пристрастность, то есть разделение всех существ на «друзей» и «врагов», — это корень наших проблем. Нам нужно осознать, что мы в соответствии с нашими прихотями и страстями навешиваем ярлыки на людей и объекты. Но прихоти и страсти временны, а сами их объекты непостоянны по своей природе. Такое навешивание ярлыков является ошибочным и сбивает нас с истинного пути. Оно непреклонно продолжает причинять нам страдания. Чтобы избежать этого, нам нужно стремиться развивать равностность по отношению ко всем живым существам, страдающим в сансаре, мечущимся, как и мы сами, во власти своих омрачений.

 

Во-вторых, мы размышляем над тем, что все существа были нашими матерями в прошлых жизнях. Мы не сможем обнаружить начало своих инкарнаций в сансаре, связанных с различными типами рождений: чудесным, из огня, влаги, яйца или чрева. Также не сможем мы указать и на какое-либо существо, которое в одной из прошлых жизней не могло бы быть нашей матерью.

 

Мы выполняем эту медитацию, памятуя о доброте наших матерей. Для этого мы размышляем о доброте своей матери в этой жизни и распространяем это чувство благодарности на всех живых существ, которых мы встречаем. Отплатить нашей матери за ту доброту, которую она к нам проявляла, — верный способ накопить великую благую заслугу. Какая бы ситуация ни возникала, мы должны быть полны решимости отплатить всем живым существам за их доброту. Как бы они ни выглядели и что бы ни делали, все они были нашими любящими матерями в предыдущих жизнях. Один из учеников Будды, Маудгальяяна-путра, однажды был вынужден испытать на себе созревание дурной кармы, так как в предыдущей жизни причинил вред своей матери. К тому времени он уже был известен как обладатель множества сиддх и видный духовный наставник, но однажды на него и других учеников Будды напала группа иноверцев. Всем удалось убежать, за исключением Маудгальяяна-путры. Даже его способность летать оставила его, в результате чего его сильно избили. Позже, когда его спросили о причине случившегося, он ответил, что побои и временная потеря сиддхи произошли по вине оскорбления, нанесённого им своей матери в предыдущей жизни. Произошедшее, таким образом, явилось созревшим плодом того тяжкого деяния,

 

Мы можем столкнуться с разными видами кармической расплаты за оскорбление, пренебрежение или любое другое негативное действие, совершённое по отношению к нашим родителям, ведь они были столь добры к нам в прошлом.

 

Нам нужно продолжать выполнять эту медитацию Ламрим на зарождение бодхичитты посредством культивации любви и принять решение бескорыстно дарить счастье другим живым существам. За медитацией на любовь следует медитация на сострадание. По сути своей это желание освободить живых существ, наших матерей, от всех их тягот, приняв на себя их страдания. Осознание собственной ответственности за освобождение всех живых существ от страданий сансары — это медитация высшего намерения. Размышляя о нашем высшем намерении и способности осуществить его, мы понимаем, что, лишь достигнув состояния будды, мы можем обрести способность освободить всех живых существ из океана сансары. Состояние будды можно понять как осуществление обеих целей — обретение возможности помочь себе и другим. Оно позволяет в полной мере отплатить за доброту всех живых существ. Горячее стремление как можно скорее достичь состояния будды, с тем чтобы помочь всем живым существам, нашим матерям, избежать сансарического страдания, — это и есть альтруистический ум просветления, относительная бодхичитта.

 

Медитация на бодхичитту по методу Ламрим называется «Семичленный метод причин и следствий». Обычно сюда не включается равностность в качестве предварительной медитации. Иногда имеется в виду, что бодхичитта — это следствие предыдущих шести медитаций. Согласно другой интерпретации, каждая медитация — это следствие предыдущей. Но какое бы толкование мы ни брали за основу, фундаментом этой медитации всегда будет служить зарождение «равностности» ко всем объектам привязанности, неведения или отвращения.

 

Второй способ порождения бодхичитты во «внутреннем отсечении» — это размышление о ценности человеческого рождения. Необходимо осознать, что ни одно из наших бесчисленных предыдущих рождений в человеческом теле не привело к какому-либо окончательному результату или значительному достижению. Размышляя таким образом, мы принимаем решение сейчас, в этот самый момент, наилучшим образом использовать это драгоценное человеческое рождение. Необходимо реализовать смысл этой жизни. Это наша единственная возможность принести пользу живым существам, нашим матерям, так как мы не можем быть уверены в том, что в следующей жизни вновь родимся человеком. Поэтому мы решаем отдать своё тело в виде материального подношения, чтобы удовлетворить всех существ (отбросив мечты о каких-либо достижениях, а также всякие сомнения в действенности практики). Это особая медитация чод на бодхичитту, основанная на размышлении о ценности человеческого рождения.

 

До тех пор, пока мы не начнём медитировать на бодхичитту, открывающую врата в практику Махаяны, мы будем оставаться «обычными» существами в ожидании своей «обычной» смерти. Для зарождения бодхичитты требуется прилагать определённые усилия и получить благословение. Чтобы получить благословение, мы обращаемся к учителям линии передачи данной практики чод. Чтобы сделать правильное усилие, нам нужно прилежно практиковать Ламрим и драгоценные наставления лоджонг по трансформации сознания. Приступая к практике, мы стараемся зародить правильную мотивацию и сделать свой ум послушным. Контроль над собственным умом требует определённого усилия, которое необходимо поддерживать и правильно фокусировать, а верным направлением этой фокусировки является мотивация бодхичитты.

 

4. Очищение омрачений и неблагих действий потоком нектара из слога А

 

Очистительная практика в этой системе чод имеет две части: обращение к учителям линии преемственности и нисхождение нектара из слога А.

 

В тексте садханы первые три стиха обращения к учителям линии преемственности относятся к наставникам дальней линии. Эта линия имеет два аспекта: «глубинного воззрения» и «обширного поведения». Первые два стиха относятся к учителям «глубинного воззрения», соответственно «мужской» и «женской» линий чод. Третий стих относится к учителям линии «обширного поведения», или линии метода.

 

Далее с четвёртой строки начинается обращение к учителям близкой линии, начиная с Будды Ваджрадхары.

 

Существуют различные способы обращения. Если мы хотим использовать развёрнутое обращение, то после имени каждого учителя мы читаем молитвы к учителям линии Махамудры. Делать это очень полезно, даже если занимает много времени. Другой способ обращения — назвать имена и место пребывания учителей, а потом, в самом конце, добавить молитвы к линии Махамудры. Например, мы можем произносить следующее:

 

Взываю к Ваджрадхаре, восседающему в высшей Чистой Земле, Акаништхе. Взываю к Манджушри, восседающему на Горе с Пятью Вершинами. Взываю к Лосангу Драгпа, восседающему в Чистой Земле Тушита.

 

Такое обращение к учителям линии преемственности способствует обузданию ума. Краткий способ обращения соответствует тексту садханы. В стихах 24 и 25 перечислены учителя «линии благословения». Это относится к ваджрным братьям, которые являются держателями линии преемственности посвящения, комментариев и передач данной практики чод.

 

За Первым Панчен-ламой и его ближайшими учениками следуют учителя линии посвящения и комментария. Тринлей Чопел обладал великим отречением. Лосанг Намгьял был автором широко распространённого текста практики чод и основателем монастыря Самдринг в Кьоронге. Еше Гьялцен был наставником Восьмого Далай-ламы. Лосанг Чоджор был благословенным йогином. Еше Тензин также был ламой при монастыре Самдринг. Тубтен Гьяцо жил в Лхасе в доме под названием «Дом Ньюнг Нэ», или «Дом Поста». Он был держателем тайных учений. Еше Дёндруб был великим геше монастыря Тарпа Чолинг. Тензин Кхедруб был автором этого перечня учителей линии. Келсанг Кедруб был следующим учителем линии преемственности. Джампел Лхундруб был наставником Дечен Ньингпо. Дечен Ньингпо — это настоящее имя Кьябдже Пхабонки.

 

Кьябдже Пхабонка обладал многочисленными достоинствами, которые невозможно в полной мере оценить. Искренние практики должны ознакомиться с жизнеописанием этого высокого ламы. Дже Пхабонка являлся эманацией Кришнапады — великого махасиддхи, учёного и высокореализованного существа. Он умел летать, и в полёте его сопровождали семь царственных зонтов, а звук дамару всякий раз возвещал о его прибытии.

 

Выражая почтение к линиям Херуки Чакрасамвары, стоит отметить, что существует три линии, идущие соответственно от Кришнапады, Луипы и Гхантапады. Среди них линия Кришнапады имеет наибольшую ценность. Он истолковывал тайные значения тантры Херуки подобно самому Ваджрадхаре. В чтении этих садхан сокрыто великое благословение, однако в наши дни люди забыли об этом.

 

Кришнападе не удалось достичь просветления в течение одной жизни. С точки зрения обычных людей, это произошло оттого, что однажды он ослушался своего учителя, Джалендхару. Как-то раз Кришнапада попросил разрешения у Джалендхары на аскетическую практику. Он продемонстрировал учителю свои достижения, сняв с дерева плод одним взглядом. Но Джалендхара отказал ему, потому что тот не смог при помощи взгляда вернуть плод обратно на дерево. Немного позже Кришнапада снова попросил разрешения на аскетическую практику для того, чтобы довести до совершенства свою этику. Тогда учитель предложил ему превратиться в тигра, пойти на кладбище и проглотить труп. Кришнапада сделал это, но не смог извергнуть покойника целого и невредимого и вернуть к жизни. В результате Джалендхара сказал ему, чтобы тот усерднее занимался медитацией, а не аскетическими практиками. Кришнапада снова стал просить разрешения, и Джалендхара снова ему отказал. Но на этот раз Кришнапада без разрешения своего ламы отправился в лес и начал уединённый ретрит. По этой причине он не достиг просветления в этой жизни. Конечно, он не совершал столько ошибок и падений, сколько доводится совершать нам, но вполне достаточно для того, чтобы не суметь обрести просветление в одной жизни.

 

Позже, в той же жизни, Кришнапада медитировал в пещерном ретрите и собирался выполнить цог за границами места затворничества, когда явился чёрный человек и сказал ему, что вести практику подношения должен он, а не Кришнапада. Кришнапада отказал ему, но, как оказалось позже, этим человеком был сам Чакрасамвара, а Кришнапада не узнал его. Тогда Чакрасамвара принял свою синюю форму и поднялся в небо. Кришнапада горько сожалел о случившемся и тут же на месте сложил восхваление Чакрасамваре. Эта молитва является весьма популярной и по причине явившегося Кришнападе видения, в ней заключено огромное благословение.

 

В другой раз Кришнапада и его ученики путешествовали по берегам Ганга. У брода они встретили прокажённую, чьи руки были страшно изуродованы болезнью. Она хотела перейти реку и просила их о помощи. Кришнапада не стал ей помогать, но один из его учеников, новообращённый монах по имени Кусали, почувствовал к ней великое сострадание и перенёс её через реку. На середине реки прокажённая вдруг превратилась в Ваджрайогини и тут же перенесла монаха в Чистую Землю Пространства Незамутнённого Блаженства, Тхарпа Качо. А Кришнапада видел всё это, стоя на берегу реки.

 

Умирая, Кришнапада понял, что виной всему этому было вредоносное воздействие одной мирской дакини. Покинув этот мир, Кришнапада обрёл просветление в состоянии бардо. Его ближайшим учеником был Гухьяпа, один из пяти божеств — учителей линии, чьё имя означает «тайный». Гухьяпа преследовал эту дакини до тех пор, пока не поймал её на дереве и не обезвредил.

 

Дже Пхабонка являлся реинкарнацией махасиддхи Кришнапады, а в другой жизни он был министром царя Дрелендавы. Иногда истории жизней великих учителей не содержат конкретных наставлений по Дхарме, но иллюстрируют действие закона кармы. Примером этого могут служить истории Ста Восьми жизней Будды Шакьямуни.

 

Мы провели этот детальный обзор для того, чтобы напомнить о силе линии передачи. Если мы потеряем веру в силу линии передачи, мы собьемся с пути. Нам следует иметь в виду, что жизнеописания учителей прошлого и настоящего свидетельствуют о том, что не существует ни одного практикующего школы гелуг, который не являлся бы учеником Дже Пхабонки.

 

Нам нельзя развивать негативные мысли по отношению к нашим коренным учителям и учителям линии преемственности. Если мы не соблюдаем своих обязательств по отношению к полученным учениям, это приведёт к большому падению.

 

После того как учитель передал учение, он должен обращать внимание на способности учеников и быть внимательным к их просьбам. Если ученик воспринимает действия Ламы как чистые и безупречные, это правильная практика. Лама, в свою очередь, не должен совершать действий, несовместимых с его статусом.

 

Далее, после обращения к учителям линии преемственности, мы представляем, как они излучают свет и нектар, проливающийся на нас и на всех живых существ. Этот светоносный нектар очищает все негативности, болезни и одержимость. Недуги и скверны покидают наше тело в виде чёрного дыма. Вредоносные духи выходят из нас в виде змей, пауков и насекомых. Мы ясно осознаём, что объекты Прибежища дали нам благословения для осуществления трёх ключевых аспектов пути, а также то, что они очистили наш самолюбивый, цепляющийся за «я» ум. В результате наше тело наполнятся благословениями, жизненная сила и постижение как относительной, так и абсолютной бодхичитты возрастают.

 

Этот метод очищения и получения благословения называется «нисхождение нектара из А». Мы представляем перед собой великую мать — Праджняпарамиту. В её сердце находятся лунный диск и жёлтый слог А. Повторяя А 21 раз, мы представляем, как из А исходят лучи света и нектар и растворяются в нашем теле и телах всех окружающих нас живых существ.

 

Все препятствия и негативности устранены и очищены. Все благословения получены, и все существа обретают обе бодхичитты. При этом на каждом седьмом А мы три раза бьём в дамару, заканчивая одним А, а затем произнося ПХЭТ. Важно петь это медленно, с ритмом: А, А, А-А-А, А-А... А-А, А-А, А-А, А ПХЭТ или А-А-А... А ПХЭТ. Такое медленное пение позволяет нам помнить о выполняемой визуализации и о смысле того, что мы делаем. Очень важно в этот момент помнить следующие молитвы:

 

Пусть все живые существа реализуют две бодхичитты.

 

Пусть вся негативная карма всех живых существ созреет во мне.

 

Пусть всё моё счастье будет даровано всем живым существам в этой самой жизни.

 

Пусть все живые существа утвердятся в состоянии совершенного просветления.

 

Настоящая практика чод — это практика замены себя другими. Если мы не обладаем такой мотивацией, наша практика будет неискренней.

 

Нисхождение нектара из А отмечает конец предварительных практик. Очень важно выполнять их надлежащим образом.

 

Практика чод — осуществление двух накоплений Чод — это практика двух накоплений, позволяющих создать основу для обретения двух тел будды — тела формы и тела истины. Для накопления благих заслуг мы (А) подносим наше иллюзорное тело, а для накопления мудрости (Б) медитируем на иллюзорную природу бытия.

 

Подношение нашего иллюзорного тела

 

Подношение нашего иллюзорного тела для накопления заслуг состоит из четырёх частей:

 

1. Белое пиршество.

 

2. Красное пиршество.

 

3. Пёстрое пиршество.

 

4. Дар учения и медитация принятия-отдачи.

 

1. Белое пиршество

 

Белое пиршество можно охарактеризовать как подношение очищенных и трансформированных в нектар частей нашего тела. Существует два способа выполнения белого пиршества:

 

- Как подношение цог.

 

- В соответствии с обычной практикой чод.

 

Выполняя белое пиршество в виде цог, мы представляем, что всё окружающее нас — это божественный дворец, а все существа, включая духов, — божества, отмеченные слогами ОМ А ХУМ. Это могут быть Ваджрайогини, Херука, Ямантака, Гухьясамаджа и другие. Их следует представлять в форме яб-юм. Мы призываем существ мудрости, чтобы те слились с ними воедино. Здесь следует та же визуализация, что и в начале цог в практике Лама Чопа. Но, как правило, белое подношение не требует подобной визуализации.

 

В белом пиршестве мы представляем в центре нашего тела центральный канал. Он прямой, толщиной со стрелу, белый снаружи и красный внутри.

 

В пупочной чакре представьте свой ум в виде красновато-белой капли размером с полгорошины. Она очень лёгкая и стремится подняться по центральному каналу, чтобы попасть в сердце гуру, находящегося над нами в форме Ваджраварахи. Наш ум неотделим от этой капли, и мы чувствуем, что она смотрит вверх, в сердечный центр нашего гуру, который пребывает в единстве блаженства и пустоты.



На сём прощаюсь, удачи вам мира и благоденствия!


Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Уважаемые Посетители!

Доброе время суток, уважаемые посетители! На моей странице  вы сможете найти интересующую вас информацию о картах Таро, картах Марии Ленорман, Игральном Таро - их происхождение, описание и значений карт. Вы сможете ознакомиться с различными раскладами гаданий.

   В разделе «Руны» вы научитесь изготавливать руны своими руками и правильно их активировать, чтобы они помогали Вам в различных жизненных ситуациях, а также найдёте множество гаданий на рунах.

   В разделе «Хиромантия» последовательно описаны основные элементы чтения ладони (линии, бугры, знаки и прочее), даны варианты их интерпретации. Вы приобретете, навыки чтения по рукам, узнаете, как правильно делать отпечатки ладони.

  «Литотерапия» перенесёт Вас в мир камней. Расскажет Вам об их необычных свойствах,  научит, как правильно обращаться с камнями. А также подскажет, как правильно выбрать свой камень.

   «Гороскопы» помогут Вам разобраться, как влияет дата рождения человека на его характер и судьбу. Также здесь вы сможете ознакомиться с различными вариантами гороскопов.

   «Нумерология» поможет найти зависимость от даты рождения, имени, фамилии и покажет, как с её помощью определить наиболее благоприятное время для принятия важных решений. «Нумерология» объясняет влияние чисел на жизнь людей, бизнес, здоровье и счастье. А также подскажет, какие числа принесут удачу, и каких следует избегать.

   «Чакры»  познакомят вас с семью энергетическими центрами человека. Подробно опишут, за что отвечает каждая чакра. А также с помощью специальных упражнений научат  раскрытию этих чакр.

   В разделе «Магия» вы научитесь корректировать свою судьбу с помощью различных заговоров, приворотов. А также здесь вы сможете найти некоторые забытые виды гаданий, которые практиковали наши бабушки.

  Раздел  «Амулеты» познакомит вас с различными видами амулетов, талисманов, оберегов. Научит  изготавливать их своими руками на разные случаи жизненных ситуаций и поможет правильно активировать их для того, чтобы они помогали своему хозяину.

   «Сонник» поможет  вам разобраться в самых загадочных снах.  

  Раздел  «Женские секреты» - В этой рубрике представлены статьи об отношениях, любви и браке. Секс и расслабляющий массаж. Причёска, аксессуары, имидж, одежда, украшения, макияж. .

  Раздел  «Совместимость» - расскажет о партнёрстве знаков зодиака, и восточного гороскопа, познакомит с техниками для жизни. .

  Раздел  «Тату» - Большинство современных татуировок, обладающих магической силой, пришли к нам из древности. Татуировка может изменить не только твоё тело, но и твою жизнь..

  Раздел  «Гипноз» - Почти каждый может обучиться методикам гипноза и стать гипнотизером. Для этого вам понадобится честность, усердие и целеустремленность.

  Раздел  «Традиции» - ознакомят вас с тайными и сокровенными учениями: Суфизм, Славяне, Майя, Единоборства, Просветлённые, Шаманизм, Буддизм.

  Раздел  «Пути и школы» – дадут представления о Рейки, Космоэнергетики, Фен-шуй, Йоги познакомят с работами Гурджиева и Кастанеды.

  Раздел  «Развитие восприятия» – ознакомят вас с методами медитации, помогут развить память и внимание, научат удерживаться в осознанных сновидениях.

  Раздел  «Осознанность» – познакомит с психотехниками, психосоматикой, просветлением, психологией.

  Раздел  «Искусство терапии» – научат применять звукотерапию, аромотерапию, цветотерапию, фитотерапию и оригами в ваших интересах и даст возможность помочь другим людям.



Меню